Уморительно, но против фактов не попрёшь :) Прежде всего должен сказать - читающий это должен думать о сказке А.
Милна. В крайнем случае о советском мультике. Валлиец Аллан Милн,
уроженец западной окраины кельтского мира, вложил в свой роман глубокий
инициатический мессадж, уходящий корнями в друидическую традицию, а
уроженец восточной окраины той же Кельтики, галициец Хитрук, не менее
гениально этот месседж уловил, отразив один из ключевых моментов романа
в своем мультфильме - точнее, трех мультфильмах - вспомним знаменитые
кельтские триады.. Диснеевскую же профаническую попсу - забудьте, как страшный сон!!! По крайней мере, до конца прочтения этого материала. Итак, всмотримся в героев. Кто перед нами? Решительный, деятельный, но не слишком вдумчивый ("в голове моей опилки - да-да-да!") медвежоное Винни Пух. Он шумит, рвется в бой, он распевает хвастливые стишки собственного сочинения и в огромных количествах потребляет мед. В
кельтской традиции медведь - символ касты воинов. Кельтские воины
шумят, кричат, бахвалятся, рвутся в бой, распевают стихи собсственного
сочинения, как правило, посвященные себе любимому, в огромных
количествах потребляют хельной мед. рядом - неприметный Пятачок. Но не стоит обманываться! На самом деле - он проводник и где-то наставник Винни Пуха Вепрь, кабан - в кельтской мифологии символ друида, жреца. Воин и поэт
Винни-Пух желает захватить мед. Для этого ему необходимо овершить
восхождение на выокое дерево. Я думаю, искушенные в мифологии читатели
уже догадались, что дерево - это Мировое Древо, а мед - суть Мед
Поэзии, столь желанный стихотворцу. естественно, попытка добиться Меда
самостоятельно оканчивается полным крахом, и тут Винни спешит к такому,
казалось бы, слабому и неприметному Пятачку - без него наш
воин-медвежонок не в силах вскарабкаться на Древо. Именно Пятачку
принадлежат средства подъема в верхний мир, закодированные в образе
воздушных шариков. И вот тут-то и есть один из глубоких моментов данного фильма. Цвета
"шариков" - это цвета двух младших друидских орденов - синий, цвет
ордена Бардов или Поэтов, к которому, судя по расцветке покрытых
клановой клеткой штанов, принадлежит сам Пятачок (Пух, как и, зачастую,
кельтские воины, ходит без одежды), и зеленый, цвет знахарей-Оватов. Орден
Оватов ниже ордена бардов, и начаткам поэзии обучаются там. Винни
следовало бы выбрать именно его. Но, как и всякий культский герой,
медвежонок одержим гордыней. Он ухватывается за более престижный синий
шар, воображая себя уже если не состоявшимся Бардом, то готовым принять
это звание и желая ассоциироваться не с древесным листом, находящимся
по середине между небом и землей, а с небом. Перед экспедицией
Винни покрывает себя ритуальной окраской, как и любой отправляющийся в
поход кельтский воин. Выдавая себя за тучку, он аппелирует к
покровителю воинов - громовержцу Таранису. Но фатальная ошибка
уже совершена - и горделивый герой терпит поражение в столкновении с
суровыми Хранителями Меда. Спуститься назад ему помогает тот же
Пятачок, как видим, до конца исполняющий свою роль проводника. Простой
урок этой истории - в том, что воину не должно вторгаться в сферы, где
вся его неукротимая витальность не компенсирует тихой и скромной
мудрости неприметного внешне друида. Кролик во втором мультике - Бо Айре, третье сословие, обязанное кормить не только скромных друидов, но и прожорливых воинов. Однако если воин злоупотребляет право кормления, то может попасть в "безвыходное положение".
А теперь третий, он же последний мультик. история
о печальном ослике Иа, потерявшего хвост в терновнике и проводящем дни
в скорби о несовершенстве мира, к которому никто не приходит на день
рождения и не приносит подарки... К чьему символизму относятся образы терна и осла - думаю, напоминать не
надо. В средневековой Ирландии, до ее окончательного обращения,
отношения между христианской и языческой общиной были сведены к
минимуму. В частности - с христианами не обменивались дарами. И
вот воинское сословие (Винни) "убеждает" остальных друзей прийти на
праздник к Иа. хотя в кельтских землях и не было "крещения огнем и
мечом" в том объеме, в котором это произошло на Руси и в других
европейских странах, но воинское сословие все же приняло христианство в
числе первых и способствовало его распространениюю. Сам он
приносит горшок. Горшок, столь большую роль играющий в мире Винни -
это, безусловно, волшебный кельтский котел изобилия,
трансфорировавшийся в Средневековье в Грааль. Он символизирует
богатство - как духовное, так и земное, материальное. Однако мед из
горшка выедает сам Винни - ехидный намек на то, что короли и воины
крещеных кельтов не слишком спешили делиться со своей церковью
материальными благами. Бард Пятачок прниносит зеленый шарик Овата - но
шарик лопается, и более непригоден для вознесения в Верхний Мир. Дух из
друидических обрядов и текстов, переданных христианству,
улетучился,остались только формы - но Иа и тем доволен. Кролик же праздник саботирует - как и везде, крестьянство примыкает к новой вере последним. Вот
только Сова, загадочная... точнее загадочный Сова... Кто он?
Судья-бреггон? Высший друид? Или Верховный Царь? В чем символизм
хвоста, потерянного Иа в терновнике, прикрепленного к колокольчику
Совой и им же Иа возвращенного?